Брак продукции или нарушения при эксплуатации задвижек?
Иногда при строительстве или эксплуатации сетей водоснабжения можно видеть очень странные и не поддающиеся здравому смыслу действия как рабочих, так и руководителей различных организаций.
Например, недавно поступило обращение от одного из водоканалов, с которыми мы плотно работаем, о том, что при эксплуатации была якобы сорвана болтом внутренняя резьба в крышке задвижки с обрезиненным клином 30ч39р.
При осмотре уже снятой с трубопровода задвижки было обнаружено, что на верхней крышке задвижки имеются наплывы сварки и повреждения, которые отчетливо видны на фото.
После более тщательного осмотра был сделан вывод, что при производстве сварочных работ температурным воздействием была повреждена прокладка под верхней крышкой задвижки, что привело к потере герметичности и появлению течи (повреждение прокладки на фото также видно). Рабочими было принято решение произвести ремонт задвижки прямо на трубопроводе, без остановки рабочей среды и снижении давления, что категорически запрещено инструкцией по эксплуатации.
Нужно заметить, что верхняя крышка задвижки зажимает опорное кольцо, благодаря которому фиксируется шток (шпиндель) задвижки.
Таким образом, не изучив конструкцию задвижки, рабочие, раскручивая болты верхней крышки задвижки, которая находилась под давлением, подвергли себя большой опасности. При раскручивании первого болта, давлением рабочей среды этот болт вырвало, срезав внутреннюю резьбу в отверстии крышки.
После этого рабочие проводили тщетные попытки закрутить болт обратно, используя различный уплотнительный и герметизирующий материал (видно на фото). Но этого сделать так и не удалось, пришлось перекрыть среду, остановив временно подачу воды, задвижка была снята с трубопровода и заменена на новую.
Естественно, руководству водоканала было доложено, что задвижка бракованная, что производителем была сделана некачественная резьба в крышке задвижки, что при штатной эксплуатации задвижки без какого-либо вмешательства рабочих давлением рабочей среды был вырван болт крышки. Истинные же причины возникшей проблемы были скрыты. Было скрыто, что прокладка была повреждена сваркой, что была самовольная попытка разбора задвижки с грубейшим нарушением правил безопасности и инструкции по эксплуатации, что могло привести к серьезным травмам рабочих.
На основании доложенного руководству, руководство распорядилось произвести осмотр резьбы других таких же задвижек с обрезиненным клином, хранившихся на складе водоканала, и пока не эксплуатирующихся. Таким образом, рабочими водоканала было разобрано какое-то количество (нами не удалось установить точное количество) новых, находящихся на гарантии производителя, задвижек. Естественно, ни каких проблем не было обнаружено. Но гарантия на самовольно разобранные задвижки, без уведомления и получения на то разрешения производителя, была потеряна.
Необходимо четко соблюдать требования инструкции по эксплуатации, особенно той части, которая касается безопасности. Любые нарушения инструкции могут привести к уменьшению срока службы оборудования, потери гарантии, нанесению вреда здоровью обслуживающего персонала. При возникновении неисправности не стоит самовольно разбирать задвижку, необходимо оповестить об этом представителя производителя и действовать согласно его рекомендациям.